ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 «Аленький цветочек» за 2021-2022 учебный год Общие сведения об учреждении Наименование образовательной организации Сокращенное наименование Руководитель Адрес организации Контактный телефон Адрес электронной почты Сайт учреждения Учредитель Дата создания Лицензия Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №3 «Аленький цветочек» г. Людиново Калужской области МКДОУ «Детский сад №3 «Аленький цветочек» Елисеева Валентина Викторовна 249405, Калужская обл, Людиновский р-н, Людиново г., Кропоткина ул, дом № 68А +7(48444) 4-24-08 alenkyi_22@mail.ru http://alenkyi3.tvoysadik.ru Администрация муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» 1995 год Лицензия № 277 от 19 декабря 2016 г., серия 40Л01, № 0001738, регистрационный № 1024000913419 Структура образовательного учреждения и система управления Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №3 «Аленький цветочек» г. Людиново Калужской области (далее – детский сад или ДОУ) находится вдали от промышленных предприятий и в удалении от центральных автомобильных дорог с интенсивным движением. По своему территориальному расположению детский сад занимает благоприятные условия для развития, воспитания и обучения детей. Детский сад имеет два здания, где расположены 12 групповых комнат. В 2021-2022 уч.г. в связи с уменьшением количества воспитанников функционировало 10 групп с 12 часовым пребыванием детей. Комплектование групп проводилось по возрастному принципу. Численность воспитанников - 175 в возрасте от 1 до 7 лет. Средняя наполняемость групп – 17,5. Одна групповая комната использовалась для дополнительных занятий. В каждой группе созданы условия для разнообразной деятельности детей: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, экспериментальной и т.д. Содержание развивающей предметно пространственной среды варьируется, обогащается с ориентацией на интересы детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности, особенности, потребности детей и соответствие гендерному принципу. Для организации деятельности детей с узкими специалистами использовались дополнительные помещения: физкультурный зал, оборудованный детским спортивным комплексом, музыкальный зал с необходимым набором технических средств: интерактивная доска, аудиосистема, ноутбук, магнитофон, а также различными детскими музыкальными инструментами и несколькими видами театров. Занятия по коррекции речи проводились на логопункте, оснащенном инструментами, пособиями, наборами игрушек. В методическом кабинете имеется учебно-методическая литература по всем разделам программы, дидактические и методические пособия. В дошкольном учреждении имеется библиотека, но её пополнение практически прекращено из-за отсутствия финансирования. В образовательном процессе активно используются информационнокомпьютерные технологии: для поиска, обработки, хранения информации и наглядной демонстрации. Имеется постоянный доступ к сети Интернет, но он ограничен кабинетом заведующей, что сокращает возможности педагогов по использованию ИКТ. В учреждении разработан сайт ДОО, который постоянно пополняется информацией о жизни детского сада, о его успехах и планах. Апробируются новые формы работы с родителями. Родители имеют возможность дополнительного общения через электронную почту ДОО и мессенджеры. Эта работа в период пандемии заметно активизировалась. Медицинский блок включает в себя медицинский, процедурный кабинеты, изолятор. Процедурный кабинет оснащен необходимым оборудованием и инвентарем, что позволяет своевременно осуществлять план прививок составленный педиатром районной детской поликлиники, оказывать экстренную медицинскую помощь детям в случае необходимости. В этом году специалистами поликлиники проводился традиционный осмотр детей подготовительных к школе групп в здании районной поликлинники. Состояние материально-технической базы позволило частично осуществлять личностно-ориентированный подход к воспитанникам детского сада, учитывающий их индивидуальные особенности, пожелания родителей, а так же постоянно повышать качество обучения, воспитания и обслуживания детей; создавать необходимые условия для работы сотрудников детского сада. Управление МКДОУ «Детский сад № 3 «Аленький цветочек» осуществлялось в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», конвенцией ООН о правах ребенка, санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и иными законодательными актами РФ, Основной образовательной программой дошкольного образования, а также нормативно-правовыми и локальными актами учреждения на принципах демократичности, открытости, единства единоначалия и коллегиальности, объективности и полноте используемой информации, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Система управления МКДОУ «Детский сад № 3 «Аленький цветочек» представляет вид управленческой деятельности, целеполаганием которой является обеспечение участниками образовательного процесса условий для: 1. 2. 3. развития; роста профессионального мастерства; проектирования образовательного процесса как системы, способствующей саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации. Управленческие действия, предпринимаемые ДОУ, осуществлялось на основе прогнозирования общих линий развития и направлены на повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Непосредственное управление ДОУ осуществляла заведующий Елисеева Валентина Викторовна. Структура управления включала в себя взаимосвязь деятельности администрации ДОУ детского сада в лице заведующего детским садом, завхоза и органов самоуправления: педагогического совета, родительского комитета и общего собрания трудового коллектива образовательной организации. Таким образом, в ДОУ реализовывалась возможность участия в управлении детским садом всех участников образовательного процесса. Заведующий детским садом занимал место координатора стратегических направлений, представляя интересы всех участников образовательного процесса: родителей, педагогических работников, воспитанников. Определял стратегию развития ДОО, принимал важнейшие решения по различным направлениям деятельности ДОО. Педагогический совет выполнял управленческие, методические функции, координировал работу коллектива: рассматривал педагогические и методические вопросы, вопросы организации воспитательнообразовательного процесса, изучение и распространение передового педагогического опыта. Управленческая деятельность заведующего была направлена на развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на создание в нем отношений максимально благоприятных для продуктивной работы. Управление дошкольным учреждением включало в себя осуществление разнообразных видов деятельности: правовой, педагогической, административной, хозяйственной, организационной. Данная деятельность была направлена на решение различных задач: - обеспечение безопасности образовательного пространства; - укрепление материально-технической базы; - соблюдение санитарно-гигиенических требований; - координация и контроль деятельности педагогов; - обеспечение сплоченности, творческого отношения к делу, гласности и открытости в работе детского сада и др. Кадровое обеспечение В настоящее время в ДОО сформирован профессионально грамотный и творческий коллектив. Уровень квалификации педагогических работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Педагогические работники обладают основными педагогическими компетенциями: в организации различных видах деятельности и общении воспитанников; 2. в организации образовательной деятельности по реализации основной образовательной программы дошкольного образования; 3. осуществляют взаимодействие с родителями (законными представителями) 4. воспитанников и работниками образовательного учреждения; 5. частично владеют информационно-коммуникационными технологиями и применяют их в воспитательно-образовательном процессе; 6. осваивают профессиональные образовательные программы повышения квалификации. Отличительной особенностью дошкольного учреждения является стабильность педагогических кадров и обсуживающего персонала. 1. Сведения о педагогических работниках № п\п Ф.И.О. Должность Заведующая 1. Елисеева В.В. 2. Постникова Н.В. ст. воспитатель 3. Алдошина В.Е. муз. руководит. воспитатель 4. Бакулина Е.В. 5. Будейкина К.Л. логопед воспитатель 6. Деткова Т.И Климова И.А воспитатель 7 8 Картузова М.А. муз. руководит. 9 Конюхова И.В. воспитатель воспитатель 10 Кучерова А.Г. 11 Маленкова Е.Ф воспитатель 12 13 14 15 16 Малахова Н.И. Орешкина Н.Н. ГрачеваЛ.А Сальникова О.А. Самойлова В.И. 17 Серегина О. В. 18 19 20 21 22 Токнова Е.И. Цыганкова Н.Н. Черенкова Е. Щербакова Г.В. Плахова В. А. Педагоги Категория Срок ческий действия стаж категори работы и 54 соответствие До 12.05.2027 42 высшая До 29.12.2026 38 31 27 20 25 6 36 10 воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель 21 24 15 27 32 воспитатель 1 воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель 26 27 15 38 2 соответствие соответствие соответствие высшая высшая соотвествие соответствие соответствие без соответствия соответствие соответствие соответствие соответствие соответствие без соответствия соответствие высшая соответствие соответствие без соответствия До 25.03.2025 До27. 02.2023 До 25.02.2025 До 29 04.2026 До 29 04.2026 До 08.02.2024 До 28.10.2025 д/о До 20.12.2023 До 17.03.2027 До 15.02.2022 До 20.10.2026 До 28.10.2025 До 20.10.2026 До 30.04.2025 До 26.09.2023 До 31.01.2023 До 08.09. 22г. Аттестация педагогических работников В детском саду созданы условия для прохождения педагогами аттестации на квалификационную категорию. Повышение квалификации педагогов в период реформирования образовательной системы – насущная задача сегодняшнего дня. Слабым звеном в деятельности ДОО является на сегодняшний день создание мотивационных условий для прохождения аттестации педагогами на первую и высшие квалификационные категории, хотя творческий потенциал многих педагогов достаточно высок. В этом году 1 педагог аттестовался на высшую квалификационную категорию, 4 – подтвердили соответствие занимаемой должности. ФИО работника Должность Итоги аттестации (высшая, 1 кв. категория (по Ст. воспитатель соглашению или по экспертизе), соответствие занимаемой должности Высшая категория (по соглашению) Воспитатель Подтверждение соответствия занимаемой должности. Постникова Н. В. Токнова Е. И. Лысова И. Г. Конюхова И. В. Самойлова В. И. Повышение профессиональной квалификации Ситуация с пандемией внесла существенные изменения в процесс повышения квалификации педагогов. Обучение педагогов перешло практически полностью в формат онлайн на разных интернетовских площадках и курсах КГИРО. Плюсами этой ситуации для педагогов являются: возможность познакомиться с новыми технологиями из уст их разработчиков; совершенствование навыков овладение педагогами компьютерной грамотностью. Практически каждый педагог прошел минимум 2 курса, участвовал в марафонах и форумах. Особая благодарность сообществу «Педагоги России», которое подарило сотрудникам ДОО возможность пройти современное обучение. Всероссийский форум "Педагоги России: инновации в образовании" 20212022г. был наиболее актуален для педагогов. Его прошли и получили дипломы 12 человек. Повышению квалификации способствовали и материалы районного методического объединения по ОПК педагогов, которые щедро делились своими педагогическими находками. Материалы были представлены на страницах районного сообщества педагогов в ВК. В офлайн формате прошло заседание в городском музее Комсомольской славы на тему «Сотрудничество с социумом в решении задач духовно-нравственного воспитания детей», подготовленное педагогами нашего ДОУ. Участие в конкурсах, акциях являются одним из вариантов повышения профессионального уровня педагогов. Педагоги детского сада активно организовывали работу с детьми и родителями, тем самым повышая свое профессиональное мастерство. Об итогах участия ДОУ в конкурсах, акциях, выставках 2021 г. Открытая благотворительная акция «Богородица Дево, радуйся!» (октябрь-ноябрь) 17 рисунков;4 букета; 8 работ в номинации «Кулинарное чудо» Интернет-акция «Слово «Мама» дорогое» (ноябрь) -15 работ 2022 г. Выставка –конкурс «Встречаем Рождество» -13 работ ,2 победителя (Егоренкова Карина (рук .Сальникова О.А.; коллективная работа гр.5 «Рождественский вертеп» рук. Цыганкова Н.Н., Серёгина О.В.) Открытый Сретенский фестиваль детского творчества (февраль) - 9 работ Впервые приняли участие в творческом конкурсе детей, подростков и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью «Наши улыбки» (февраль) -3 работы Областной заочный этап Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2022» (февраль -апрель) 10 работ, 1 победитель- Храмутичев Артём гр.5 (рук. Цыганкова Н.Н.) «Пасхальное яйцо-2022г.» (ДДТ) 13 работ. Из них – 1 победитель регионального этапа (Цыганкова Н.Н.) «Пасхальные символы» (ДДТ) 14 работ. Один призёр- коллективная работа детей и воспитателя Андроповой Т.Д. «Звенит пасхальная радость» (Музей) (апрель-май) 13 работ. Из них 2 победителя-Малахова Н.И.(пластилинография), Цыганкова Н.Н. (плетение из джута) Онлайн-выставка, посвящённая Дню Славянской письменности и культуры. (май) 4 работы Региональный конкурс видеороликов «Минута экологии» -1 видеоролик (Деткова Т.И.) Интернет –акция, посвящённая Дню Святой Троицы «Русь православная» 9 работ. В некоторых конкурсах педагоги с детьми принимали участие самостоятельно(по желанию). Это такие конкурсы как: «Краса –масленица-22» - 4 работы-1 диплом 1степени(«Кукла-малышка» Цыганкова Н.Н.) «Открытка Победы»; «История России в стихах»; конкурс, посвящённый Дню птиц и др. Все победители конкурсов получили грамоты и дипломы, а участникиблагодарственные письма(за участие в конкурсах, организованных Храмом и музеем; от ДДТ участники не получают ничего) Хочется отметить, что в последнее время на выставки предоставляется мало работ и практически нет новых техник исполнения. В следующем году планируем так же принимать участие в выставкахконкурсах; использовать, по возможности, новые техники выполнения работ; предоставлять больше работ, выполненных детьми самостоятельно. Таким образом, анализ представленных данных позволяет говорить о работоспособности коллектива. Все педагоги задействованы в повышении профессиональной компетенции, участии в инновационной деятельности: использование современных педагогических информационной компетентности. технологий, повышение Безопасность участников воспитательно-образовательного процесса В детском саду большое внимание уделяется обеспечению безопасности образовательного процесса. В ДОУ созданы оптимальные условия для пребывания детей в соответствии с инструкциями по охране жизни и здоровья детей. Разработан: план организационно- технических мероприятий по охране труда; 2. план обеспечения безопасности образовательного процесса, пожарной безопасности; 3. план мероприятий по профилактике производственного и детского травматизма; 4. план мероприятий по противодействию терроризму. В системе осуществляется контроль за исполнением инструкций по ОТ и ТБ, регулярно проводятся плановый и внеплановые инструктажи. В течение учебного года проводятся мероприятия по пожарной безопасности работоспособности АПС, электротехнического оборудования, проверка пожарных лестниц, аварийных выходов, пожарных гидрантов, переосвидетельствование и перезарядка огнетушителей и т. д. Систематически организована работа с детьми по обучению безопасности жизнедеятельности. Проводятся тематические недели, месячники, различные мероприятия по основам безопасного поведения. К, сожалению, вопрос о необходимости организации и проведения тренировочных эвакуаций детей и сотрудников ДОО с привлечением сотрудников МЧС на сегодняшний день остается открытым. В МКДОУ обеспечены безопасные условия организации образовательной работы с детьми, организована допустимая учебная нагрузка в соответствии с требованиями СанПиНа. Имеется постоянно дежурящий охранник, ведущий наблюдение за посетителями детского сада. 1. Анализ образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Приоритетные направления деятельности детского сада Педагогический коллектив МКДОУ «Детский сад № 3 «Аленький цветочек» работает по основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной в детском саду. За основу взяты примерная основная образовательная программа «Радуга» (коллектив авторов под руководством Е.В. Соловьёвой) и парциальные программы, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Князевой и М. Маханевой, «Родничок» Н. В. Постниковой, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной. За основу АООП созданной в детском саду взяты программы: «Воспитание и обучение детей с ФФНР» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой. Данные программы соответствуют ФГОС дошкольного образования и направленны на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада. Решение программных задач осуществлялось в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной детской деятельности и не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Образовательный процесс выстраивается с использованием разнообразных форм (беседа, викторина, «познавательный досуг», творческая мастерская и другие) с учетом времени года и психофизиологических возможностей детей во взаимосвязи с повседневной жизнью детей. Годовые задачи плана тесно связаны с приоритетными направлениями деятельности коллектива детского сада, с реализацией Рабочей программы воспитания Основные задачи, над которыми работал коллектив детского сада в 2021 – 2022 уч. гг.: –эффективное использование социокультурного пространства за счет имеющихся связей и пополнения новыми для успешной социализации и укрепления духовного и нравственного здоровья воспитанников. - использование содержания модулей Рабочей программы воспитания для расширения воспитательного поля, способствующего личностному развитию детей. Методическая задача - стимулирование работы педагогов к обмену передовым педагогическим опытом, применению новых методик обучения, внедрению в практику новых педагогических технологий. Задача по расширение воспитательного пространства за счет качества проведения мероприятий с социальным окружением была успешно выполнена за счет: - проведения заседания РМО по ОПК с включением материалов наработанных педагогами и использования возможностей городского музея; - проведения мастер-классов по знакомству детей, педагогов и родителей мастерами декоративно-прикладного творчества г.Людиново и поселка Хлуднево. Два мероприятия по знакомству с изготовлением глиняной игрушки на базе старшей группы №5 провел народный мастер России А.Заборских. В семейном клубе «СемьЯ» состоялась встреча с мастером по изготовлению тряпичных кукол Е.Девиной; - участия детей старшего дошкольного возраста в мероприятиях музея и библиотеки: «Библиосумерки» и «Ночь в музее», посвященных году культурного наследия в России; - совместного проведения с библиотекой мероприятий по проекту, посвященного произведениям А. Пушкина; - квест-игры, посвященной Дню православной книги, прошедшего в стенах детской библиотеки. Кроме новых вышеперечисленных мероприятий, были проведены традиционные экскурсии, встречи, путешествия. Все это послужило расширению образовательного пространства, что помогло успешно решать задачи по всем образовательным областям ФГОС ДО. В прошедшем учебном году педагогами была создана Рабочая программе воспитания с календарем образовательных событий в соответствии с возрастными особенностями групп. Решение задачи по апробированию работы по Рабочей программе воспитания внесла ясность в выстраивание системы воспитательной работы детского сада. Необходимые корректировки в содержательную часть программы, отмеченные педагогами при анализе ее реализации, будут учтены в следующем учебном году. Работа по внедрению программы по краеведению для духовнонравственного воспитания детей тесно переплеталась с решение первой задачи. К сожалению, по ряду причин, остались невыполненными два открытых мероприятия по краеведческой программе. Они будут запланированы и проведены в новом учебном году. Работа по созданию методических разработок к программе и их практическое использование будет продолжено. С 01.09.2021 детский сад реализует Рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, которые являются частью основной образовательной программы дошкольного образования. Ее реализация осуществлялась по всем образовательным областям. Воспитательная работа строилась с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей. Детям из неполных семей уделяется большее внимание в первые месяцы после зачисления в детский сад. Анализ реализации программы, проведенный на заседании педагогического совета, выявил определенные недостатки в календарном плане воспитательной работы. Творческой группе по проектированию плана Программы рекомендовано провести корректировку с учетом выявленных недостатков. Также будет запланирована дальнейшая работа по внедрение Рабочей программы воспитания в воспитательный процесс ДОУ, её интеграция с ООП ДО. Значительно возрос интерес педагогов к повышению профессиональной компетентности путем самообразования через участие в курсах, вебинарах, мастер-классах, конференциях. Полученные знания внедряются в практику. А это взаимосвязано со 100% овладением коллектива ИКТ. Конечно, уровень овладения технологиями значительно разниться у отдельных воспитателей, но самое главное, что у педагогов есть стремление к знаниям. Сохранение и укрепление здоровья детей Одной из важнейших задач в дошкольном возрасте является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Анализ заболеваемости за последний 2021 год показал, что наблюдается явная тенденция снижения заболеваемости. В основном имеющая заболеваемость приходится на адаптационный период детей, вновь пришедших в детский сад. Вместе с тем, дети поступают в ДОУ с хроническими заболеваниями, много детей со статусом ОВЗ. Причинами является ухудшение экологического состояния в городе, недостаточная работа по проведению профилактических мероприятий со стороны медицинских учреждений, нет тесного взаимодействия между ДОУ и медучреждениями, в связи с недостаточным количеством педиатров в районе. Данные о заболеваемости по детскому саду за 2020-21 гг. Наименовани 2020 г. е заболеваний Количество случаев всего 518 заболеваний: из них 3 инфекционн ые болезни Энтериты, 30 кишечные инфекции, гастроэнтери ты и т.д. скарлатина Ангина 4 (острые тонзиллиты) Грипп, ОРВИ 451 и острые верхних дыхательных путей(ОИВДП) Пневмонии: Коревая краснуха Несчастные случаи, острые травмы Прочие 30 заболевания Пропущено 1-им Дни, пропущенные по болезни 4049 23 213 37 3543 213 18 дней ребенком по болезни Положительным моментом является отсутствие несчастных случаев и травматизма среди воспитанников и сотрудников детского сада, а также отсутствие случаев заболеваемости скарлатиной, коревой краснухой и пневмонией, ну и конечно снижение числа инфекционных и кишечных заболеваний. А также значительно снизилась заболеваемость гриппом, ОРВИ, острыми инфекциями верхних дыхательных путей. Эпидемиологическая обстановка по ковиду-19: заболеваемость детей и взрослых этим недугом уменьшилась. Количество дней, пропущенных детьми по болезни заметно снизилось до 18 дней. Ежемесячно медицинской сестрой проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболеваний обсуждаются на педагогических советах с воспитателями, принимаются меры по устранению выявленных причин заболеваемости, зависящих от ДОО. В осенне-зимний период медсестра поликлиники осуществляла вакцинацию детей от гриппа (по желанию родителей). При реализации образовательной области «Физическое развитие» педагогами проводилась образовательная деятельность по формированию знаний о нормах здорового образа жизни, устройстве человеческого организма, правильном питании, разных видах спорта с обязательным включением физкультминуток. В соответствии с годовым планом работы в МКДОУ в 1 половине года проводились родительские собрания и консультации: «Система воспитания здорового дошкольника», «Возрастные особенности, развития детей старшего возраста», «Комплексы утренней гимнастики для детей дошкольного возраста», «Сохранение и укрепление здоровья детей», «Развитие мелкой моторики средствами физических упражнений и подвижных игр», «Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка», «Путешествие в страну Здоровейкина» и другие. Мероприятия были направлены на повышение компетентности родителей по сохранению и укреплению здоровья детей. В их работе активно принимали участие медицинская сестра Власенкова И.А., инструктор по физической культуре Маленкова Е.Ф., учитель-логопед Будейкина К.Л., воспитатели всех возрастных групп. На информационных стендах для родителей регулярно размещался материал по профилактике простудных и вирусных заболеваний, советы и рекомендации по приобщению детей к здоровому образу жизни, систематически освещались мероприятия детей на официальном сайте детского сада. В текущем учебном году была пересмотрена система мероприятий адаптационного плана в сторону усиления работы с родителями по подготовке ребенка в детский сад. Мероприятия, способствующие профилактике заболеваемости вирусными и простудными заболеваниями.: - витаминотерапия; - соблюдение режима питания, сна и отдыха; - четкое соблюдение режима проветривания и кварцевания; - увеличение занятий физической культурой на свежем воздухе. Для реализации физкультурно-оздоровительного направления работы была разработана целостная система физического развития дошкольников, которая обеспечивала внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды активности детей, координацию деятельности воспитателей всех возрастных групп. Физкультурно-оздоровительная работа осуществлялась через различные формы двигательной активности детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, спортивные и подвижные игры, физкультурные праздники и развлечения, физкультминутки и дни здоровья. В ДОУ реализовывался комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей, развития физических качеств: 1. обеспечение здорового образа жизни (гибкий, щадящий режим, сбалансированное питание, соблюдение нагрузки, физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, гимнастика: утренняя, дыхательная, артикуляционная, для глаз); 2. самостоятельная двигательная активность, организованная непосредственно-образовательная деятельность по физкультуре, в процессе которой воспитателями соблюдалась моторная плотность, особое внимание было уделено освоению ребенком таких элементов программы, как ходьба, лазание, бег, метание, прыжки. Кроме того, осуществлялся индивидуальный подход к нагрузке каждого ребенка: учитывалась группа здоровья и физическое состояние дошкольников на момент её проведения; 3. гигиенические процедуры, водные процедуры, закаливающие мероприятия(мытьё рук и лица, обтирание, обливание ног прохладной водой на свежем воздухе, хотьба по «дорожкам здоровья» и т.п.) 4. активный отдых (спортивные развлечения, досуги, дни здоровья, пешие прогулки, экскурсии в парковую зону, совместные праздники); 5. солнечные и воздушные ванны (проветривание помещений, прогулки на свежем воздухе, прием детей на улице в теплый сезон, обеспечение температурного режима); 6. музыкальная терапия (музыкальное сопровождение режимных моментов, утренней гимнастики, фрагментов образовательной деятельности, праздников, развлечений, использование музыкальных игрушек и инструментов в совместной деятельности); 7. психологическая гимнастика (игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, снятие отрицательных эмоций, индивидуальная работа педагога-психолога с детьми). В силу природного компонента, связанного с временными холодными климатическими явлениями, сокращалось время прогулки детей раннего дошкольного возраста в зимний период. В связи с этим детям предоставлялись оптимальные условия для увеличения двигательной активности в группах и музыкальном и физкультурном залах: третий час физкультуры. В свободном доступе для детей находились физкультурные уголки, физкультурное оборудование, организовывались в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. При реализации образовательной области «Физическое развитие» педагогами проводилась образовательная деятельность по формированию знаний о нормах здорового образа жизни, устройстве человеческого организма, правильном питании, разных видах спорта с обязательным включением физкультминуток. Медиками были проведены тренинги по профилактике и сохранению зубов. На информационных стендах для родителей регулярно размещался материал по профилактике простудных и вирусных заболеваний, советы и рекомендации по приобщению детей к здоровому образу жизни систематически освещались мероприятия детей на официальном сайте детского сада. В соответствии с годовыми задачами расширились социальные связи и взаимодействие с социальным окружением: Домом спорта, городским стадионом, отделом по спортивной работе местной администрации. Дети стали участниками следующих мероприятий: - летней районной Недели здоровья, проходившей с13-19 августа; - легкоатлетических городских пробегах ко Дню города и Дню Победы; - принимали участие в 1-м этапе сдачи Всероссийского физкультурноспортивного комплекса ГТО, причем все участники сдали нормативы; - 1 золотую медаль и 2 серебряных получили участники районного этапа «Лыжни России-22»; - в зимней Неделе здоровья: «Зима, холода-не страшны нам никогда», организованной совместно с родителями. - дети, педагоги, родители приняли активное участие во Всемирном Дне здоровья, 7 апреля. Были организованы гимнастика с родителями, педагогами, квест-игра «Быть здоровым - это здорово» ; - в экскурсиях на городской стадион и Дом спорта; - в квест-играх «Школа юного космонавта» и «Школа юного бойца» к 12 апреля. Месячникам по пожарной безопасности и по обеспечению безопасности на водных объектах в осенне-зимний период было уделено особое внимание. Гостями спортивных досугов «Пожарные – люди отважные» и «Осторожно! Тонкий лед!» стали сотрудники МЧС И ВДПО. Для родителей были выпущены буклеты-памятки, рассказывающие о том, как учить детей безопасному поведению. Надо отметить, что многие мероприятия были организованы сверх запланированных, благодаря инициативе нового инструктора по физической культуре. Вся работа была направлена на укрепление здоровья и безопасности жизни наших воспитанников. Судя по снижению количества дней по заболеваемости детей, есть положительные результаты. В текущем учебном году была пересмотрена система мероприятий адаптационного плана в сторону усиления работы с родителями по подготовке ребенка к посещению детьми группы кратковременного пребывания. Учителем-логопедом проводилась работа с детьми, имеющими речевые дефекты. Дети, особо нуждающиеся в помощи специалистов, направлялись консилиумом детского сада на психолого-медико педагогические консилиумы при Центре диагностики и консультирования для получения статуса ОВЗ, чтобы в течение учебного года получать квалифицированную помощь логопеда. Но необходимо отметить, что из-за недостаточного финансирования имеется проблема с приобретением и заменой спортивного оборудования в физкультурном зале и на спортивной площадке ДОУ, что отрицательно сказывается на проведении работы по направлению «Физическое воспитание». В наступающем учебном году работа по данному направлению будет продолжаться педагогами и медицинской службой, будет вестись дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья воспитанников, который предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей и приобщение их к здоровому образу жизни. Приоритетом ближайшего времени будет выступать решение задачи по созданию условий для социализации и успешного развития детей – инвалидов и детей с ОВЗ, т. к. количество таких детей в группах возрастает. Укрепление здоровья детей для коллектива ДОО является ценностным приоритетом всей воспитательно – образовательной работы детского сада не только в плане физического воспитания, но и образования в целом. Анализ результатов образовательной деятельности по 5 образовательным областям. Образовательный процесс с воспитанниками проводился в соответствии с задачами ООП ДО и отслеживался с помощью диагностических обследований, бесед, контрольных срезов, результатов открытых мероприятий педагогами, психологами, администрацией по основным образовательным областям. Общая сравнительная диагностика за 2021 – 2022 учебный год (данные, причины, пути корректировки недостатков) 40 50 35 45 40 30 35 25 30 20 Высокий 25 Высокий 15 Средний 15 10 Низкий 10 5 20 Средний Низкий 5 0 0 Конец года ВЫВОДЫ (конец уч. года) Начало года ВЫВОДЫ (начало уч. года) Высокий уровень: 50 % (82 ребенка) Средний уровень: 38 % (62 ребенка) Низкий уровень 12 % (20 детей) Высокий уровень: 27 % (45 детей) Средний уровень:37 % (62 детей) Низкий уровень 36 % (61 детей) В диагностическом обследовании на начало года участвовало 164 ребенка. В диагностическом обследовании на начало года участвовало 168 детей. Речевое развитие. Высокий уровень: 42 % (68 детей) Средний уровень:43 % (71 ребёнок) Низкий уровень: 15 % (25 детей) В целом во всех возрастных группах значительно повысился уровень речевого развития детей. В младших группах дети хорошо понимают и используют существительные во множественном числе и с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В средней группе дети хорошо рассказывают о своём дне, употребляют в речи простые глаголы. В старших и подготовительных к школе группах дети умеют задавать вопросы, образовывать существительные, обозначающие детёнышей животных во множественном числе, понимают и используют антонимы, притяжательные прилагательные, родственные слова. Однако остаются компоненты, вызывающие определённую трудность. Так в младших группах не все дети понимают слова, обозначающие действия предметов, не правильно употребляют существительные в косвенных падежах и глаголы. Трудно даётся составление предложения по картинке. В средней группе труднее всего даётся определение наличия звука в слове и составление предложений по серии картинок. В старших и подготовительных группах трудно даются навыки звукового анализа и синтеза, понимание и использование синонимов, фразеологизмов, многозначных слов, двусмысленных фраз, а также вызывает затруднение составление описательного и сюжетного рассказов. Речевое развитие. Высокий уровень: 18 % (30 детей) Средний уровень:39 % (64 ребёнка) Низкий уровень: 43 % (69 детей) В младших группах наблюдается общая задержка речевого развития. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Большинство детей двухлетнего возраста не понимают слова, обозначающие предметы ближайшего окружения, обозначающие действия и признаки предметов. Детям трехлетнего возраста сложно дается употребление существительных в косвенных падежах, глаголов во времени, роде и числе, образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Большая часть детей не понимает, а, следовательно, и не использует в речи существительные во множественном числе. Особую сложность вызывает составление предложений по картинке. Для решения проблем необходимо включать в совместную деятельность с детьми различные речевые игры, направленные формирование правильного звукопроизношения, расширение активного и пассивного словарного запаса. На занятиях больше включать рассматривание картин и составление предложений по предложенным картинкам. У детей средней группы основной сложностью является составление предложений по серии картинок и определение наличия звука в слове. У детей старших и подготовительных групп сложность возникает при составлении описательных и сюжетных рассказов, понимании многозначных слов и фразеологизмов, образовании притяжательных прилагательных и приставочных глаголов. Так же у детей старшего дошкольного возраста слабо развиты звуковой анализ и синтез. Для решения этих проблем в непосредственную образовательную деятельность необходимо включать задания для расширения словарного запаса детей, беседы по картинам, мнемотаблицы для обучения составлению рассказов. Для развития у детей навыков звукового анализа необходимо включать задания для определения первого и последнего звуков в слове, определения места звука в слове, определения наличия звука в слове. Социально-коммуникативное развитие. Высокий уровень: 61 % (100 детей) Средний уровень: 32 % (53 ребенка) Низкий уровень: 7 % (11 детей) Проблемы. Младшие группы. Адаптационный период, не все дети стремятся к общению и не всегда подражают действием взрослого. Некоторые дети не могут выражать свои просьбы, намерения. Средние группы. Недостаточно владеют навыками взаимодействии со сверстниками, не все дети оценивают этическую сторону поступков героев. Старшие группы. Сложности в адекватной оценке деятельности сверстников, в том числе собственной. Иногда не контролируют своё поведение, не все дети подчиняют своё поведение правилам в игре. Нравственное сознание идёт вразрез с чувствами. Подготовительные к школе группы. Дети, редко посещающие детский сад, недостаточно владеют навыками учебной деятельности. Некоторые не могут подчиняться правилам в игре. Причины. Воспитание в семье, развития речи детей, дети с ОВЗ и инвалиды, часто болеющие дети, адаптационный период. Коррекционная работа. Консультации и беседы с родителями, использование буклетов, организация совместных мероприятий, использование различных театров, игр и инновационных технологий, работа педагога психолога, индивидуальная работа, игровые ситуации Социально-коммуникативное развитие. Высокий уровень: 36 % (59 детей) Средний уровень: 38 % (62 ребенка) Низкий уровень: 26 % (43 ребёнка) Проблемы. Младшие группы. Не все дети идут на контакт со взрослыми и сверстниками, не подражают действиям взрослого, не умеют выражать свои просьбы и намерение, недостаточно имеют представления о добре и зле. Средние группы. Взаимоотношение со сверстниками, отношение в семье, этическая сторона, собственные негативные чувства, поведение не соответствует оценке. Старшие группы. Не умеют контролировать своё поведение, не адекватно оценивают результаты своей деятельности и сверстников, не внимательны к другим людям, сложно подчиняют свое поведение правилам в игре. Подготовительные к школе группы. Владение навыками учебной деятельности, не все способны к самооценке и оценке, недостаточно развито чувства принадлежности к своему городу, семье. Причины. Недостаток развития речи детей, дети с ОВЗ и инвалиды, адаптационный период, недостаток воспитании в семье, особенности характера ребёнка. Коррекционная работа. Игровые приёмы, индивидуальные беседы и консультации с родителями, игры – драматизации, словесные и дидактические игры, чтение художественной литературы, экскурсии, просмотр мультфильмов, пример взрослого. Познавательное развитие Познавательное развитие Высокий уровень: 44 % (75 детей) Средний уровень: 38 % (70 детей) Низкий уровень: 18% (21ребенок) Высокий уровень: 25 % (41 детей) Средний уровень: 35 % (59 детей) Низкий уровень: 40% (66 детей) Анализ диагностики показал, что высоким уровнем обладают дети, которые проявляют разнообразные познавательные интересы к миру предметов и вещей. Имеют первичные представления об особенностях природы, Знают свое имя, знают и показывают предметы ближайшего Анализ результатов показал, что из 100% обследуемых детей, 25% имеют высокий уровень познавательного развития. Объем запоминания у них соответствует возрастной норме. Это дети, которые сотрудничают с взрослыми не только в практических делах, но и активно окружения. имеют представления о себе, о составе семьи, родственных отношениях, о государстве и принадлежности к нему, знают герб, флаг, гимн России, столицу. Имеют представления о родном городе и его достопримечательностях. Устанавливают элементарные причинно – следственные связи. Умеют работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. К среднему уровню развития относятся дети, которые проявляют неустойчивые познавательные интересы. Они имеют элементарные представления о сезонных явлениях , о смене дня и ночи, о частях суток, о символике и свойствах материала. Низкий уровень развития показали дети, которые знают свое имя, откликаются на него, но произнести не могут, предметы ближайшего окружения только показывают. У них слабо выражена познавательная активность, стремление понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Неустойчивость волевых усилий, отсутствие интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему? Зачем?». Дети удовлетворяются только односложной информацией. Рекомендации: дать родителям рекомендации по формированию целостной картины мира. Развивать у детей интерес к самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами, ставить опыты: проводить индивидуальную работу, используя дидактические игры). Продолжать пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество. Художественно-эстетическое развитие Высокий уровень: 41 % (75 детей) Средний уровень: 47 % (74 ребёнка) Низкий уровень: 12 % (17 детей) По сравнению с началом учебного года показатели по всем критериям намного улучшились. Так, дети старшего и среднего возраста стали лучше различать виды искусства; научились более точно передавать выразительность образов в рисовании; меньше трудностей стало вызывать и рисование по мотивам народно-прикладного искусства. Улучшились показатели по лепке и аппликации: практически все дети научились использовать разные приёмы лепки, как стремятся к познавательному, интеллектуальному сотрудничеству - задают много вопросов. Большая часть детей отличается высокой активностью и любознательностью. Дети стремятся установить связи и зависимости в природе, социальном мире, но недостаточно владеют основными способами познания. С помощью взрослого включаются в деятельность экспериментирования, исследовательскую деятельность. 35% дошкольников имеют средний уровень развития познавательных процессов. Эти дети проявляют неустойчивые познавательные интересы ,называют свое имя ,но затрудняются показать предметы ближайшего окружения .Узнают и называют игрушки ,некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты. У таких детей слабо развит самоконтроль, концентрация внимания недостаточно сформирована. Также недостаточно развито умение использовать обобщенные способы обследования объектов . Не всегда называют свойства и качества предметов, особенности объектов природы, путаются в определении местонахождения предмета. 40% обследуемых детей имеют низкий уровень сформированности познавательных процессов. Наличие низкого уровня обусловлено тем ,что некоторые дети только начали посещать детский сад ,эмоционально – психологической незрелостью детей ,непосещением ДОО. Пути решения: проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры. Необходимо уделить внимание формированию целостности картины мира , сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, а также использовать в работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Развивать умения устанавливать связи между качествами предмета и его назначение , выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам; развивать представления о родном городе и стране; в умение сравнивать объекты по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от...), определять местонахождения объекта в ряду (второй, третий); определять последовательность событий во времени (что сначала , что потом) по картинкам и простым моделям. Художественно-эстетическое развитие Высокий уровень: 16 % (27 детей) Средний уровень: 41 % (67 детей) Низкий уровень: 43 % (72 ребёнка) В начале учебного года было продиагностировано 166 детей старшего, среднего и младшего возраста. В процессе диагностики выяснилось, что дети старшего возраста(5-7лет) виды искусства различают с большим трудом, рисование с натуры так же затруднительно практически для всех детей, есть проблемы и с рисованием по мотивам народно-прикладного искусства. Приёмами лепки(основными) владеют практически все дети, но лепка небольших скульптур и лепка на пластинах вызывают трудности у многих детей. В ООД по аппликации наибольшие затруднения у детей при лепке на пластинах, так и при лепке небольших скульптурных форм. Использование ножниц при работе с бумагой тоже уже не вызывает больших сложностей у большинства детей, а вот составление узоров и сюжетных композиций даётся ещё трудно, как и работа с иглой. Создавать постройки по схемам, преобразовывать и анализировать их научились практически все дети. У детей младшего возраста возникли трудности с использованием основных приёмов лепки и лепки предметов из нескольких частей. Навык держания карандаша и кисти при рисовании до конца не развит у некоторых детей, а использование основных цветов бывает затруднительно. Практически все дети любят строить, поэтому конструирование не вызывает у них особых затруднений. Произошли изменения в лучшую сторону и в музыкальной деятельности. К концу года воспитанники средних групп узнают знакомые песни, различают жанры музыки(марш, колыбельная и др.),в пении проявляют активность и выполняют простые танцевальные движения. Дети старших и подготовительных групп узнают песни и произведения по вступлению; понимают характер музыки; с удовольствием выполняют танцевальные движения, перестраиваются. Небольшую трудность составляет пение без аккомпанемента. возникают при работе с ножницами и использовании бумаги разной фактуры. Конструирование построек по схемам и рисункам, а также их анализ непосилен для большинства детей, а работа с иглой сложна для всех. В младшем возрасте(1,5-3)дети испытывают большие трудности во всех разделах х-э развития(лепка, рисование и др.).Лепка предметов с использованием основных приёмов затруднительна для малышей, т.к. мелкая моторика рук у них ещё окончательно не развита.По этой же причине работа с карандашом и кистью трудна для них.В конструировании использование основных строительных деталей особых трудностей не вызывает(дети любят строить),а вот преобразование построек довольно затруднительно для них. В музыкальной деятельности на начало года у некоторых детей сохраняются определённые затруднения, обусловленные рядом причин. Это часто болеющие дети и дети с нарушениями развития. В разделах «Пение» и «Восприятие(слушание ) музыки» наблюдаются более высокие результаты, как и в разделе «Игра на детских муз. инструментах». Эти результаты достигнуты благодаря систематической работе. Рекомендации: больше внимания уделять знакомству с художественными промыслами ,в том числе и региональными ; проводить дополнительные мероприятия по слушанию музыки ;давать больше рекомендаций для родителей. Все свои знания, умения ,навыки дети воплощают в повседневной жизни, утренниках ,развлечениях. Рекомендации: продолжать уделять внимание знакомству с видами живописи, народными промыслами; посещать по возможности различные выставки; использовать в группах музыкальные игры с пением, слушать разные музыкальные произведения; продолжать просветительскую работу с родителями. Физическое развитие Высокий уровень: 58 % (95 детей) Средний уровень: 32 % (52 ребенка) Низкий уровень: 10 % (17 детей) В диагностическом обследовании принимало участие 162ребенка. В конце учебного года проведён сравнительный анализ физической подготовленности детей, который показал положительную динамику достижении определённых результатов. Практически у каждого ребёнка отмечена положительная динамика в результатах при выполнении двигательных заданий. Движения детей стали мотивированными, дети научились понимать связь между характером движений и их целью – выполнение определенных задач. Дети отличаются высокой работоспособностью, они стали сильнее, выносливее, ловкими . По итогам мониторинга физической подготовленности детей выявлено: на начало года в-31% , с40%, н-29%; на конец года высокий-58%,средний32%,низкий-10%. Причины недостаточного усвоения программы вижу в: - диагностируемых заболеваниях детей (ограничения по здоровью); - пропусках детьми занятий в течение учебного года; Физическое развитие Высокий уровень: 40 % (68 ребенка) Средний уровень: 31 % (53 детей) Низкий уровень: 29 % (49 детей) Преобладает средний уровень физического развития - 40 %. Высокий уровень развития - 31 %, а низкий уровень 29 %. Дети младших групп не внимательно следят за показом движений, не могут повторить их сообща, не умело выполняют ведущую роль в п/игре. Гигиенические навыки плохо развиты, так как дети переодеваются с помощью воспитателя, изучают правила поведения в группе и на улице. Дети старших групп не всегда соблюдают дистанцию при передвижении, перестроении, не координируют свои движения в пространстве. Им сложно даются упражнения с мячом, скакалкой. Дети подготовительной к школе группе не внимательны к правилам в п/играх, плохо развиты чувство равновесия и хорошей пространственной ориентировки, умение сохранять правильную осанку. В течении года рекомендуется проводить работу с детьми на развитие у детей умения находить свое место при перестроениях, передвижениях, играх; приучать следить за показом - заболеваемости детей в течение года; - В старших группах некоторые дети затруднялись в строевых упражнениях, ОВД, ОРУ (не слышат счет), не точно выполняют команды: «направо», «налево», «кругом». Для большего усвоения программы физического развития в течении учебного года, планируется больше уделять времени на развитие основных физических качеств детей, включая физические упражнения в игровую деятельность детей. По результатам диагностики проведен сравнительный анализ, который показал положительную динамику освоения детьми образовательной программы по всем образовательным областям по сравнению с началом учебного года Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку. Знания и навыки, полученные детьми в ходе непрерывной образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности. Анализ качества знаний по отдельным образовательным областям позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок: Социально-коммуникативное развитие: высокий уровень – 61% детей; средний уровень – 32%; низкий уровень – 7%. Физическое развитие: высокий уровень – 58% детей; средний уровень – 32%; низкий уровень – 10%. Познавательное развитие: высокий уровень – 44% детей; средний уровень – 38%; низкий уровень – 18%. движений и выполнять их сообща, действуя ловко, быстро, в одном темпе, выполнять ведущую роль в игре. Развивать выразительность движений, способность согласовывать их с темпом выполнения. Развивать у детей ловкость, быстроту, гибкость, координацию движений, чувство равновесия и хорошей пространственной ориентировки, умения сохранять правильную осанку. Прививать интерес к физической культуре, к подвижным играм, спортивным праздникам. Речевое развитие: высокий уровень – 42 % детей; средний уровень – 43%; низкий уровень – 15%. Художественно-эстетическое развитие: высокий уровень – 41% детей; средний уровень – 47%; низкий уровень – 12% Общий уровень освоения детьми образовательной программы: Начало года Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Конец года Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 1. Показатель высокого уровня освоения детьми программы составил 50%; 2. Показатель среднего уровня освоения детьми программы составил – 38%; 3. Показатель низкого уровня освоения детьми программы составил – 12%. Из результатов мониторинга можно сделать вывод, что дети усвоили программу на 88% Вывод: анализ результатов мониторинга в конце учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития детей по всем видам деятельности. В основном показатели выполнения примерной основной общеобразовательной программы находятся в пределах высокого и среднего уровня. Низкие показатели есть по всем образовательным областям во всех группах, особенно в образовательной области «Познавательное развитие»(18%) и «Речевое развитие»(15 %). Низкие результаты показали дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельности, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения, частые отсутствия по причине и без неё.. Некоторым детям нужна помощь логопеда, дефектолога и психолога. Рекомендации воспитателям и специалистам: 1. Вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по образовательным областям «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Срок исполнения: постоянно, в течение следующего учебного года. 2. Осуществлять дифференцированный подход в течение следующего учебного года к детям с целью улучшения освоения программы. Срок исполнения: систематично, в течение года 3. При планировании воспитательно-образовательной работы учитывать результаты мониторинга. Срок исполнения: постоянно, в течение года. 4. 5. 6. Продолжать работу, направленную на улучшение посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т.д.). Срок исполнения: систематично, в течение года Разработать диагностическое обследование для детей с ОВЗ. Срок исполнения: начало 20222023 учебного года Осуществлять дифференцированный подход к детям с ОВЗ с целью освоения программы Срок исполнения: систематично, в течение года Любая деятельность не будет считаться законченной, если не будут подведены итоги, проанализированы ошибки, и на основании этого не будет выстроена перспектива дальнейшей работы. Поэтому в план работы детского сада включено взаимодействие с «Центром диагностики и консультирования». Сотрудничество с профессиональными психологами дает возможность проведения диагностического обследования детей, определяющего уровень развития нравственных представлений, чувств, формирования качеств личности, готовности детей к обучению в школе. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной детской деятельности и не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Образовательный процесс выстраивается с использованием разнообразных форм (беседа, викторина, «познавательный досуг», творческая мастерская и другие) с учетом времени года и психофизиологических возможностей детей во взаимосвязи с повседневной жизнью детей. Работа с родителями Взаимодействие с семьями по реализации основной общеобразовательной программы является одним из требований к структуре основной общеобразовательной программы. Работа с родителями в ДОУ осуществлялась с целью повышения их компетентности, привлечения их к реализации ООП, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Взаимодействие с родителями осуществлялось в соответствии с годовыми планами работы детского сада. В первой половине уч. году многие мероприятия с родителями носили дистанционный характер в связи с продлением карантина. Что потребовало от педагогов пересмотра содержания и структуры запланированных мероприятий. Работа проводилась в основном на сайте детского сада, через доступные мессенджеры: скайп, ватсап с задействованием возможностей ютуба. Систематически проводилось анкетирование родителей для выявления информированности о воспитательно - образовательном процессе, которое показало, что родители стали больше интересоваться успехами своих детей, принимать участие в жизни детского сада. Взаимодействие ДОО с семьей осуществлялось по следующим направлениям: 1. здоровье и физическое развитие; 2. познавательно развитие; 3. речевое развитие; 4. социально-коммуникативное; 5. художественно-эстетическое развитие. Для реализации задач в ДОО использовались следующие формы работы с семьей: 1. родительские собрания, 2. тренинги, 3. деловые игры, 4. природоохранные и благотворительные акции, издание информационных консультаций, индивидуальные и групповые консультации по проблеме, спортивные праздники и развлечения, познавательно-речевые викторины, консультации педагогов, партнерская деятельность родителей, педагогов по организации содержательного и эмоционального досуга детей, 11. организация музыкальных праздников, 12. организация выставок детских работ и тематических выставок детей и родителей, 13. работа на сайте ДОО. В каждой группе детского сада используются разнообразные формы педагогического просвещения родителей: оформление папок – передвижек, ширм, информационных листков, стендов и уголков по разным направлениям деятельности с детьми, тематические выставки в родительских уголках на тему: «Безопасность на дорогах», «Я имею право», «Здоровый образ жизни», «Советы педагога-логопеда». 5. 6. 7. 8. 9. 10. Родители – активные участники жизни в ДОО, участники массовых мероприятий, таких как: 1. художественные выставки совместного творчества «Пасхальные символы», «Ко Дню славянской письменности и культуры» и другие; 2. музыкально-спортивные праздники, досуги, утренники и развлечения; 3. фольклорные праздники - Масленица, Веснянка и другие; 4. праздники православного календаря: «Рождественская звезда», «Пасхальные посиделки» и др.; 5. участие в благоустройстве территории ДОО. Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствует появление интереса родителей к содержанию деятельности ДОО, увеличение количества вопросов к педагогу, специалистам, администрации, касающихся формирования личности ребенка. Благодаря использованию в работе с семьями интерактивных форм, использование Интернет ресурсов, мессенджеров, родители стали активнее включаться в жизнь ДОО, брать на себя приоритетную роль в воспитании детей. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами Внутренняя открытость дошкольного учреждения гармонично сочетается с внешним взаимодействием детского сада с различными структурами социума, что помогает решать задачи повышения качества и доступности образования, способствует профессиональному росту педагогов и дает возможность сформировать дружеское сообщество детей, сотрудников и родителей. ДОО находится в микрорайоне с благоприятным расположением бытовых учреждений, что позволяет проводить работу по знакомству детей с трудом взрослых. Культурно – массовая сфера характеризуется наличием в микрорайоне таких учреждений: МКДОУ «Детский сад № 12 «Алёнушка», МКДОУ «Детский сад № 14 «Рябинушка», общеобразовательная школа №2, детская и районная библиотеки, музыкальная школа, спортивный стадион «Авангард», Людиновская галерея искусств, краеведческий музей, Дом Культуры им Г. Д. Гогиберидзе, Дом детского творчества. Детский сад активно взаимодействует с данными учреждениями социума, которые систематически проводят для дошкольников творческие развлекательные мероприятия: выставки, праздники, досуг, организуют познавательные экскурсии. Социально-коммуникативное развитие ребёнка является особо актуальным на современном этапе и является приоритетным направлением в деятельности детского сада. Педагогами и руководителем творческой группы Самойловой В.И. после снятия карантина ежемесячно организовывались экскурсии на разнообразные темы: Экскурсии в детскую библиотеку Сентябрь «В царстве книжных сокровищ» (знакомство с библиотекой). Подгот гр.№1,2,3. Октябрь «И руки ваши золотые, для нас шедевры создают» (О творчестве местных художников ст. гр. .№5 №9. Ноябрь «День народного единства» Подг. гр .№1,2,3 Декабрь Участие в проекте «Роль сказки в возрождении семейных ценностей» подгот гр. Февраль «Отчизны верные сыны» ст. гр. .№5 №9. Март Мероприятие ко Дню православной книги. Подг. гр .№1,2,3 Экскурсии в музей Комсомольской славы Октябрь «В гостях у хозяюшки» подгот. гр. №3. Ноябрь Тайны бабушкиного сундучка ст. гр. .№5 №9. Январь Выставка ко Дню Рождества Христова. Подг. гр .№1,2,3, ст. гр. .№5 Март «Колокольная симфония» (выставка колокольчиков) подг.. гр.№1, №2,№3 Экскурсии в музей Казанского собора Октябрь «История Храма» подгот.гр. гр.№1, №2,№3 Тесное общение с социальными институтами дает прекрасную возможность для развития коммуникативных навыков детей и их социального вхождения в окружающий мир. Обогащению педагогического процесса с детьми способствуют планы работы с детской библиотекой. Сотрудники библиотеки по заявкам педагогов готовят материалы по сайтам Интернета, составляют подборки книг, необходимых для проведения мероприятий. Сотрудничество с Казанским собором проходило по нескольким направлениям. Это экскурсии в музей храма, посещение спектаклей и выставок работ воспитанников воскресной школы «Светоч», участие в конкурсе «Рождественская игрушка», «Пасхальные символы», ко Дню славянской письменности и культуры, акции «Букет Богородице», К Троице, ко Дню семьи, любви и верности и другие. (онлайн и офлайн участие). Большая часть выпускников детского сада поступают в среднюю общеобразовательную школу № 2. ДОУ активно сотрудничает с коллективом этого образовательного учреждения. Были проанализированы успехи сотрудничества, намечены перспективы работы. Особое внимание было уделено вовлечению родителей в образовательный процесс. В прошедшем учебном году детский сад посещали 16 детей, имеющих статус ОВЗ. В детском саду на постоянной основе работал психолого – педагогический консилиум, анализирующий развитие детей и выявляющий детей, нуждающихся в помощи специалистов, проводящий разъяснительно – консультационную работу с родителями. К сожалению, в этом году не было возможности организовать для детей занятия с психологом. Помощь оказывалась только логопедом детям с нарушениями речи. Используя дидактические материалы программы «Доступная среда» и АООП детского сада, воспитатели в группах проводили индивидуальные и подгрупповые речевые занятия с нуждающимися детьми. Дополнительные образовательные услуги В 2021 году в детском саду работали платные объединения по направлениям: - «Скоро в школу» по подготовке детей к поступлению в 1 класс школы; - «Танцевальная мозаика» по обучению детей танцевальному искусству; - «Театральный теремок» по знакомству детей с театрализованной деятельностью. Деятельность объединений осуществлялась по созданным руководителями объединений программам, утвержденным на педагогическом совете. Анализ родительского опроса, проведенного на отчетном собрании в конце учебного года, показывает, что дополнительное образование в детском саду реализуется достаточно активно, поддерживается родителями с положительной оценкой. Оценка материально-технической базы В ДОУ сформирована достаточная материально-техническая база для реализации образовательных программ, безопасного жизнеобеспечения и развития детей и сотрудников. При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную, приемную, спальную зоны. При реализации данного направления, деятельность АХЧ была направлена: на руководство хозяйственной деятельности учреждения; пополнение материальными ценностями; своевременное оформление отчетной документации по инвентарному учету, списанию материальных ценностей; проведение контроля работы младшего обслуживающего персонала; оформление рабочих графиков младшего и технического персонала; заключение договоров между организациями города и образовательным учреждением; хозяйственное сопровождение образовательного процесса; исполнение обязанностей контрактного управляющего ДОУ. Контрольно-инспекционная деятельность состояла в наблюдении за надлежащим и безопасным для здоровья состоянием здания, территории, технологического, энергетического и противопожарного оборудования; контроле выполнения должностных обязанностей и рабочих графиков младшего и технического персонала. Младший обслуживающий персонал в течение всего года работал стабильно, нарушений Правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций не зафиксировано. Рабочие графики младшего и технического персонала оформлялись вовремя, в случаях отсутствия персонала своевременно производилась замена. В ДОУ была проведена тематические проверки со стороны Администрации города и ОО на готовность к учебному году. Замечания устранены. Проводились также тематические проверки со стороны обслуживающих и контрольных организаций: состояние теплового и технологического оборудования; электрооборудования пищеблока; автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре; освещенность, влажность помещений; состояние разных мер и измерительных приборов; гидропневматическая промывка и опрессовка; выполнение требований, норм и правил пожарной безопасности и охраны труда. Результаты контроля показали, что в ДОУ хозяйственная деятельность осуществляется на должном уровне. В 20212022 учебном году хозяйственное сопровождение образовательного процесса осуществлялось без перебоев. Весь товар сертифицирован, годен к использованию. Оформление отчетной документации по инвентарному учету, списанию материальных ценностей проходило своевременно, согласно плану бухгалтерии ОО и локальным документам. Своевременно заключались договора с поставщиками, оформлялась отчетная документация контрактного управляющего. В 2021-2022 году был проведен косметический ремонт групп, кухни, музыкального и физкультурного зала. Заменена канализационная система в подвальном помещении. Закуплены бактерицидные рециркуляторы воздуха, канцелярские товары, игрушки. Материально-техническое состояние детского сада и территории соответствует действующим санитарным требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда. Общие выводы Анализ показателей свидетельствует, что детский сад имеет необходимую инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС ДО. Детский сад укомплектован достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что обеспечивает результативность образовательной деятельности. Организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуальные особенности детей, что позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям. Содержание образовательно-воспитательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей), обеспечивает обогащенное развитие детей за счет использования базовой и дополнительных программ. Все вышеперечисленные мероприятия помогают педагогам работать над формированием у детей единой картины мира, расширять возможности воспитательно-образовательного процесса с детьми за счет расширения образовательного пространства. Благодаря творческим и деловым контактам с учреждениями социума расширяется содержание образования и уровень подготовки различных мероприятий. В ДОУ работает коллектив единомышленников из числа профессионально подготовленных кадров, наблюдается повышение профессионального уровня педагогов, создан благоприятный социальнопсихологический климат в коллективе, отношения между администрацией и коллективом строятся на основе сотрудничества и взаимопомощи.